Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

Тинга Тинга. Квадратная живопись Африки

Уважаемые коллеги, 11 февраля 2019г. в 17.00 приглашаем Вас в выставочный зал «Арт Стиль» (ул.Галактионовская, д.27) на пресс-конференцию по выставке современной африканской живописи - работы школы Тинга Тинга – направления, давно завоевавшего внимание ценителей современного искусства. Начиная с 70-х годов такие выставки с триумфом проходят в крупнейших галереях и музеях мира. Франция, Англия, Германия, Швейцария, Италия, США, Дания, Норвегия, Япония – а теперь и Россия покорены искусством Тинга Тинга. Экспозиция самарской выставки объединяет более 70 работ, предоставленные владельцем частной коллекции — известным самарским архитектором Андреем Валентиновичем Смирновым, который часто бывает в Африке и уже более 10 лет собирает работы течения Тинга Тинга.

На выставке будут представлены работы таких африканских художников как Дауди Тингатинга, Омари Амонде, Саиди Омари, Мвамеди Чивайа, Мустафа Юсуфи, Суфиани Исса, Эмилиас Омари, Абдул Мкура, Рабуни Рашиди, Раумонд, Яфуду и др.

Живопись Тинга Тинга возникла в 60-х годах ХХ века и получила название по имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга.

Эдуардо Саиди Тингатинга родился в 1932 году в племени макуа на юге Танзании. С середины 60-х, после переезда в Дар-эс-Салам, начинает активно заниматься живописью. Не имея академического образования, он рисует глянцевыми автомобильными красками на всем, что попадается под руку. Африка, живущая в его сердце, – солнце, буйство природы, звери, птицы, предания и мифы, ритмы музыки и танцы, сакральные ритуалы – стала жить в его картинах.

Трагическая случайность – пуля полицейского – оборвала жизнь художника. Остались его ученики и последователи, которые активно развивают школу Тинга Тинга.

На выставке представлены работы первой и второй волны Тинга Тинга по всем основным направлениям – классические для Тинга Тинга изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, основанные на космогонических мифах.

По мнению искусствоведов, в настоящее время наблюдается смещение культурных центров. Азия и Африка отбирают «пальму первенства» у Европы. На этом фоне школа Тинга Тинга сформировала устойчивый тренд мировой культуры – яркий образец современной живописи, основанный на корневых традициях, являющийся при этом совершенно новым, уникальным явлением.

Несколько фрагментов из книги А.В. Смирнова «Тинга Тинга. Квадратная живопись Африки».

«Восточная Африка. Дар-Эс-Салам. Душная жаркая ночь зимы 1972 года.

По дороге со стороны Кинонддони – одного из районов Дарм-Эс-Салама, в центре движется светлосерый «Фольксваген Жук» с тремя молодыми людьми.

Это были художники. Они только что продали за 70 долларов четыре своих работы, выполненные на картоне одному «mzungu» - белому человеку. Будет на что жить и веселиться.

Проезжая мимо полицейского поста автомобиль притормозил, затем вновь увеличил скорость. Двум полицейским, дежурившим на посту, это показалось подозрительным. Включив сирену, полицейская машина начала преследовать светлосерый «Жук».

«За кем-то гонятся», - подумал водитель «Жука». Его пассажиры продолжали обсуждать детали прошедшей сделки и строили планы на оставшуюся часть ночи, где ее провести. Происходящее вокруг их не занимало. Акуна матата – жизнь прекрасна.

Раздались выстрелы. Пассажир, сидевший справа на заднем сиденье дернулся вперед и завалился на приятеля. Он был мертв.

Так, на руках своего племянника Каспара Хенрика Тедо, погиб Эдуардо Саиди Тингатинга – основатель нового течения в искусстве Африки, названном впоследствии по имени его создателя – Тинга Тинга. Ему было 40 лет.»

«У художников Тингатинга картины отражают нечто, что незримо связывает нас с природой, светлое, радостное чувство, которое испытывает каждый человек на заре своего хрустального детства рассматривая кузнечика в траве или слона в зоопарке.

На Западе взаимоотношения между людьми основываются на своего рода телесной общности, которая в религии обозначается словом «милосердие». В Африке же эти отношения более плотские, в эти отношения включены братья наши меньшие – звери и птицы. И Милосердие распространяется на них в той же мере, что и на людей.

Именно это и лежит в основе стиля.

Рассматривая картины художников стиля Тингатинга, неискушенный зритель видит образы животных обитающих в Африке в большинстве своем из так называемой «Большой пятерки» – слон, леопард, бегемот, бизон и зебра. В разных странах добавляются крокодил, жираф и лев.

Но давайте посмотрим, так ли все просто на самом деле, как мы это видим.

Если обратиться к африканской мифологии, то мы увидим, что африканцы обожествляют животных. Они полагают, что животные прежде были людьми и находились в родственных отношениях с ними, но по вине людей отношения эти прекратились. Африканцы верят, что когда человек умирает, он превращается в животное, поэтому увидеть рядом с могилой умершего антилопу или зебру считается хорошим знаком.

У народов Африки в качестве символа племенной группы выступает животное.

В культуре человечества различается тотем племени, тотем своего клана в племени, и тотем семьи в которой он родился.

Фамилия художника Тингатинга означает «Тяжелая строительная техника» и неслучайно один из первых рисунков – буйвол – сильный миролюбивый зверь. «Тигр и буйвол из одного озера пьют» – этим сказано все об этом удивительном и миролюбивом животном, являющимся одним из первых образов работ Эдуардо.

Даже в наши дни родители дают детям специальных защитников – тотемных животных говоря, что оно будет защищать их всю ночь. Мы просто не осознаем, что именно делаем, давая своим маленьким детям плюшевого зайца или мишку чтобы он заснул.»

Легенда о бегемоте.

В Африке на берегу океана в маленькой теплой лагуне жил бегемот по имени Хуго.

Когда-то в давние времена в лагуне жили только рыбы и акулы. Это были добрые и гостеприимные рыбы поэтому, когда из леса в лагуну пришли бегемоты акулы уступили им теплую лагуну, а сами ушли в океан и живут теперь там.

Со временем у бегемота Хуго умерли все родственники и он остался один. И каждый кто приезжал в расположенную поблизости деревню Мзимуни или город Дар-Эс-Салам спрашивали про бегемота который живет всегда один. «Хуко там», – отвечали люди.

А поскольку люди племени Насига вместо «Хуко» говорят «Хуго» – это и стало кличкой бегемота.

Одинокая жизнь Хуго очень удивляла обитателей океана, которые всегда держались стаей. Поэтому когда бегемот однажды позвал рыбу, она охотно пришла к нему. Встретились они на месте, где пресные воды реки встречаются с солеными водами океана.

Рыба спросила: «Скажи Хуго, отчего у всех животных живущих на земле есть шерсть, а у тебя нет?».

«Это очень старая история», – ответил Хуго и продолжил: «Еще до того, как появился человек у бегемотов была красивая длинная шерсть и жили они не в воде, как сейчас, а на суше. Этой шерсти больше всех завидовал Господин Слон, шерсть которого была очень редка и коротка.

И вот Господин Слон договорился с коварным Кроликом погубить – бегемотов.

Однажды Кролик пригласил бегемотов погулять по берегу кипящего озера. В те времена в Африке было множество таких озер.

Когда они стали гулять по берегу озера, неожиданно появился Господин Слон и столкнул их в кипящее озеро. Бегемоты вылезли на сушу, но их прекрасная шерсть вся вылезла, и они от стыда решили жить в воде».

Экспозиция открыта для посетителей:
с 7 по 17 февраля 2019 года в выставочном зале «Арт Стиль» (г.Самара, ул.Галактионовская, 27).

Вход свободный.

Возрастные ограничения: 18+