Авангард, авангард, авангард!
Уважаемые коллеги, приглашаем Вас на презентацию книг «Клуб ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского в Самаре», авторы: Самогоров В., Пастушенко В. и «Башня Татлина», автор: Елена Лапшина (Пенза) и выставку «Archilog: Мастера авангарда» издательства TATLIN.
Клуб им. Ф.Э. Дзержинского, построенный в начале 1930-х годов на пересечении улиц Пионерской и Степана Разина (бывший проезд им. Дзержинского), относится к числу наиболее ярких построек зрелого конструктивизма в Самаре. В бурно развивающейся стране Советов клубу отводилась ключевая роль в созидании нового социального устройства на основе советской идеологии. Значимость этой роли заключалась в многочисленных функциях: от занятий по интересам до массовых общественно-политических мероприятий. Сегодня клубы 1930-х — наиболее интересная часть архитектурного наследия. Клуб Дзержинского играл заметную роль в общественной жизни Куйбышева в 1940–1950-е годы. В течение всех этих лет он выполнял функцию городского «джаз-клуба». Парадоксально звучит, но первым в городе джазовым биг-бэндом стал оркестр НКВД, так как «Дзержинка», всегда была ведомственным клубом силовых структур. Кроме исторической ценности клуб имеет и бесспорную архитектурную значимость. В издании приводятся оригинальные чертежи, планы, исторические фотографии и документы связанные с клубом. Авторы надеются, что публикация будет способствовать сохранению этого ценнейшего образца советского клубного строительства для будущих поколений.
Издание «Башня Татлина», содержащее обширный корпус фотографий, графических материалов и чертежей, фактически является подробным руководством по воплощению авторского замысла. Книга Елены Лапшиной — одной из участников творческой мастерской при пензенском художественном училище, где пытались воссоздать башню под руководством архитектора Дмитрия Димакова — создана с целью приблизить нас к истине. Судьба Башни Татлина уникальна. Революционный проект архитектора-авангардиста, стремящегося создать памятник Коминтерну в невиданных ранее архитектурных формах, никогда не был воплощен. Но его модель стала символом принципиально нового взгляда на архитектуру. Разгадать секрет точного воплощения авторского замысла пытались многие архитекторы и исследователи. Однако у каждого получалась более или менее «своя» башня. Во многом из-за того, что материалом для исследователей служат два авторских эскиза фасадов башни, точное следование которым не приводит к получению копии замысла Татлина. В основу пензенского проекта создания модели-реконструкции Башни Татлина в 1993 году был положен совершенно новый принцип археологической реконструкции. Для воплощения своего замысла авторы решили отталкиваться от размеров сохранившегося помещения мастерской, в которой Татлин экспонировал свой проект. И уже через них создать наиболее точную копию модели 1920 года.
Дата: 22 марта 2017 года /18:00 / Место: Дом архитектора.
Программа вечера:
- приветственные слова партнеров
- лекция Елены Лапшиной «Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры»
- лекция Виталия Самогоров и Валентина Пастушенко «Клуб ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинcкого»
- автограф сеcсия
- открытие выставки "Archilog: Мастера авангарда"
Весь вечер работает книжный киоск TATLIN.