Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

Выставка акварели Смирнова В.Д.

Уважаемые коллеги, приглашаем Вас на выставку акварели известного Самарского архитектора Смирнова Валентина Дмитриевича (26.02.1931-12.04.2018). Выставка некоммерческая и организована родными Смирнова В.Д. ко дню его рождения. Вход свободный (бесплатный) для всех желающих, ежедневно с 11.00 до 19.00. Экспозиция открыта для просмотра с 21 до 27 февраля включительно в галерее «Арт Стиль» (г.Самара, ул.Галактионовская, д.27).

 «Творение архитектора, в отличие от некоторых других произведений искусства воплощается в конкретные постройки, которые в течение многих десятилетий не просто у всех на виду, но активно используются. А так как любой недочет заметен, любая ошибка практически неисправима, возникает особая ответственность за свое творение. Архитектура, это, скорее всего, не навыки, данные соответствующим образованием, а склад ума, дающий возможность освоить большое количество знаний, умение ими пользоваться, умение владеть рисунком, живописью и философией. Так я понимаю профессию, которой посвятил свою жизнь.»

Смирнов В.Д.

Валентин Дмитриевич родился в подмосковном посёлке Дулёво, известным своим фарфоровым заводом. В городе была значительная прослойка населения, занятая интеллектуальным трудом (художники, скульпторы, живописцы), это несомненно повлияло на ход развития мальчика (он рисовал, лепил, резал по дереву, читал соответствующую литературу).

В июне 1941 года началась война, которая внесла большие изменения в жизнь города.

- Мне тогда было десять с половиной лет. Немцы были под Москвой уже в октябре. Отец ушел в ополчение, мама работала по 12 часов в день. Начался голод. Выдавали по 400 граммов хлеба, наполовину смешанного с картошкой и чем-то еще. В городе начали рыть окопы (щели) для укрытия от бомб. Школу переоборудовали под госпиталь. Собирали металлолом, работали в колхозах, дежурили на крышах. Через наш поселок проходила трасса для самолетов, летающих бомбить Москву. Каждый день воздушные тревоги. Все окна домов затемнены. Но продолжали учиться. Через наш поселок проходила единственная дорога, связывающая фронт Москвы с Сибирью.
После прорыва фронта стало как-то легче, но голод оставался. Приходилось с большим трудом (на крышах, на подножках, в разбитых вагонах) ездить в нетронутые войной районы (Чебоксары и другие города) с целью обменять имеющиеся ценности на пшено и везти домой спасаться от голода. Все было связано с большим риском, не все оставались живыми. Надо было дожить до нового урожая картошки (ей были засажены все улицы).
Некоторые матери просили меня нарисовать нашу подмосковную природу и отсылали эти картинки на фронт — сыновьям (открыток тогда не было). Я рисовал. После войны вернулись немногие: светлая им память.
После войны в 1949 году, окончил школу и поступил в Киевский инженерно-строительный институт, на архитектурный факультет. В этот период Киевский инженерно-строительный институт, на архитектурный факультет. В этот период Киев активно восстанавливался, было много разной работы для нас студентов. Сам Киев тогда был очень убран, чист. Жил в общежитии, учился на стипендию (несколько раз получал повышенную), но денег всегда не хватало. Активно занимался спортом. Было много друзей. Это было самое счастливое время. В 1955 году после окончания института, был направлен на работу в город Куйбышев, в институт «Промзернопроект», который поначалу состоял из 20 человек, но потом вырос в институт союзного значения с персоналом более тысячи человек, которые размещались в двух пятиэтажных корпусах.

Судьба этого человека заслуживает особого внимания, потому что через нее можно увидеть много интересного, что происходило в нашей стране в послевоенное и последующие времена: это и работа по восстановлению и созданию новых промышленных предприятий и жилых образований при них, и освоение целинных земель Казахстана, и восстановление городов после землетрясения в Армении, и работа над отдельными зданиями, когда приходилось преодолевать госстроевские бюрократические барьеры и т.п.; а затем лихие 90-е годы, где трудно было понять «Что надо?». И наконец, бесконечное количество думских законов, где одно решение противоречило другому. Именно в это время была создана фирма «АСТА», ставшая на сегодняшнее время одной из активных фирм в области жилого индивидуального строительства.

Если архитектуру можно назвать музыкой в камне, то его архитектура может быть названа «мелодией». Мелодией, которая поначалу бросается в глаза, однако, присмотревшись, начинаешь понимать её оригинальность и чувствуешь руку мастера. Она ненавязчива, но позволяет обратить на себя внимание (многие работы выполнены на основе конкурса), как определяет сам автор - это стиль «эмоционального рационализма».

Член СА СССР (России) с 1962 года.
1955 - 1971гг. - главный архитектор института «Промзернопроект».
1971 - 1984 гг. - гл. архитектор института «Росоргтехстром».
1984 - 1993 гг. - гл. архитектор института «Куйбышев ЦМПИ-Куйбышевагропромпроект».
1993 - 2003 гг. - гл. архитектор ООО «Аста».

Некоторые проекты и постройки: 

— административное здание «Промзернопроект» (автор архитектурных решений, 1960 г.);
— комплекс Механико-технологического техникума (автор архитектурно–композиционных решений,1965 г.);
— здание «ДОСААФ» по ул. Чкалова (автор архитектурных и планировочных решений,1970 г.);
— сквер им. Пушкина, около Драматического театра (автор архитектурных и планировочных решений, 1974 г.);
— учебный комплекс Торгового техникума по ул. Средне-Садовой (автор архитектурных и планировочных решений, 1982 г.);
— реконструкция цеха Трубочного завода на Хлебной площади (автор архитектурного решения,1972 г.);
— экспериментальный элеватор (монолитный) (автор архитектурно-технологической идеи совместно с инженером Колчиным М.В.);
— здание института "Росоргтехстром» по ул. Аврора (автор архитектурно–композиционных решений,1974 г.);
— лабораторный корпус КИПТ по ул. Ново-Садовой (автор архитектурно–композиционных решений, 1975 г.);
— самарский профилакторий 4 ГПЗ (автор архитектурного решения, 1977 г.);
— новые ёмкости Пивзавода (автор архитектурного решения, 1977 г.); Административное здание Стройкерамика (автор архитектурного решения, 1978 г.);
— учебный техцентр железной дороги в парке Щорса (автор архитектурного решения, 1983 г.);
— здание управления радиосетей по ул. Блюхера (автор архитектурного решения, 1978 г.);
— учебный центр Агропрома (Эксповолга) по Московскому шоссе (автор идеи, руководитель авторского коллектива, 1989г.);
— расширение здания Агропрома (автор архитектурной идеи, 1990г.);
— комплекс общежитий для завода им. Фрунзе по ул. Промышленности (автор архитектурно-планировочной идеи, 1978г.);
— жилая девятиэтажная вставка по ул. Антонова-Овсеенко (автор архитектурно-планирочных решений, 1978г.);
— жилые индивидуальные дома (коттеджи);
— проекты реставрации храма 1676г. в с. Осиновка;
— монумент к 25-летию ЖКСМ в Яблоневом овраге (автор архитектурной идеи совместно с арх. Фалеевым, 1977г.);
— торгово-бытовой комплекс «ПСМ» в г. Отрадном (совместно со Смирновым А.В.);
— расширение «БФО» комплекса санаториев-профилакториев в Самаре (совместно со Смирновым А.В. и Смирновым Д.В.).
— проект застройки 486 квартала в Советском районе в Самаре (совместно со Смирновым А.В.);
— проекты генпланов и отдельных жилых и общественных зданий, поселков и малых городов в Самарской области (в качестве главного архитектора института «Агропромпроект»);
— отдельные объекты жилых, общественных и производственных зданий в городах РСФСР и Союзных Республиках;
— проект восстановления жилого поселка «Артагюх», Армянской ССР в связи с последствиями землетрясения.

______________________________________________

Для статьи использованы материалы из следующих источников:

— Журнал «Самарский вестник архитектуры и строительства», №2'2013 (апрель-июнь), стр.26-28
— Самарская региональная организация Союза архитекторов России, http://uarsamara.ru/novosti/420-proshchanie-so-smirnovym-v-d