ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспертного совета при Самарской организации Союза архитекторов России
В порядке проведения публичных слушаний рассмотрен «Проект планировки территории (проект межевания территории) в границах улиц Вилоновской, Самарской, Ульяновской в Ленинском районе г. о. Самара».
Проектная организация: МУП Архитектурно-планировочное бюро, г. Самара.
В ходе обсуждения членами Экспертного совета высказаны следующие замечания:
1. В объявлении о публичных слушаниях и других документах слиты в одно целое два различных понятия: «проект планировки территории» и «проект межевания территории», в то время как Градостроительный Кодекс РФ дал четкое определении видам документации по планировке (ст. 41, ч.4 ГК РФ) — проект планировки и проект межевания, имеющим свои особенности разработки.
2. Проект планировки территории является основой для разработки проекта межевания территории; проект межевания может быть в составе проекта планировки либо в виде отдельного документа (ст.41, ч.6). В данном случае не предъявлен проект планировки на публичные слушания, но в то же время во всех документах содержится название «Проект планировки (проект межевания) ...», то есть проект межевания не представлен и в виде отдельного документа.
3. Таким образом, фактически на публичные слушания вынесен только проект межевания территории. Но в этом случае усматривается нарушение стать 41, части 3 ГК РФ: подготовка проекта планировки является обязательной и в том случае, когда «необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории». Представленный чертеж в приложении к Решению Совета Депутатов Ленинского района № 31 от 18.06.2019 показывает, что проект межевания образует земельные участки, что невозможно без проекта планировки. Кроме того, на чертеже показаны красные линии квартала без упоминания источника их появления, в то время как основанием для их установления является именно проект планировки территории.
4. В «Заключении по результатам проверки Департамента градостроительства г. о. Самары по планировке территории (проект межевания территории) в границах улиц Вилоновской, Самарской, Ульяновской,Садовой в Ленинском районе городского округа Самара» прямо говорится об отклонении от утверждения ранее разработанного проекта планировки квартала (пункт 1.6 Заключения), правда со странной формулировкой: «Постановлением Администрации городского округа Самара от 30.08.2017 № 804 утверждена документация (!) «Об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) в границах улиц Вилоновской, Самарской, Ульяновской, Садовой в Ленинском районе городского округа Самара». Таким образом, признается всё же отсутствие проекта планировки.
Пункт 1.9 «Заключения» содержит утверждение: «Документация по планировке территории состоит только из проекта межевания территории», т. е. ещё одно утверждение об отсутствии проекта планировки. Тогда непонятно, почему везде - в объявлении о публичных слушаниях и других документах - постоянно упоминается «связка» «проект планировки (проект межевания)»?
5. Непонятны и выводы «Заключения». Пункт 3.1. ещё раз определенно говорит именно только о проекте межевания, который «частично (?)» соответствует статье 43 ГК РФ, что не предусмотрено требованиям законодателя о проверке документации по планировке территории (напоминаю, что к документации по планировке территории относятся и ППТ, и ПМТ) органом местного самоуправления. Здесь уместно привести часть4 статьи 46 ГК, в которой содержится требование проверки документации на предмет соответствия части 10 статьи 45 ГК с двумя вариантами решения:
- о направлении главе городского округа на утверждение документации по планировке;
- об отклонении такой документации и о направлении её на доработку.
Ни один вариант решения в «Заключении» определенно не сделан. В то же время в пункте 3.10 дается Рекомендация по доработке проекта межевания территории, однако, требования повторного представления на проверку не выставлены. В материалах публичных слушаний не содержится и какого либо нового Заключения Департамента градостроительства.
Следовательно, главе исполнительного органа местного самоуправления для проведения публичных слушаний направлена документация, которая:
а) не доработана по рекомендациям Департамента градостроительства.
б) не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выводы.
Представленные на публичные слушания материалы, а также Заключение Департамента градостроительства содержат противоречивые утверждения и прямые отклонения от требований Градостроительного Кодекса РФ, что должно послужить одним из оснований при подготовке отрицательного заключение по результатам публичных слушаний
Ещё одна важная дополнительная информация. В настоящее время под пристальным вниманием общественности решается вопрос о наделении исторической части Самары статусом исторического поселения федерального или регионального значения. В случае принятия такого решения, территория, в которую входит квартал № 109, подлежит особому регулированию градостроительной деятельности, включающему особые градостроительные регламенты, изменения правил землепользования и застройки, внесение изменений в генеральный план города и т. д. (см. статью 60 Федерального Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ...»). Поэтому есть очевидный смысл не торопиться с застройкой в этой зоне, тем более острой необходимости в том нет.
И последнее. В мае 2008 года на основании утвержденного Генерального плана Самары было принято постановление администрации Самары о разработке проекта планировки территории всей исторической зоны. До сих пор оно не выполнено, что привело к катастрофической ситуации в историческом центре не только в отношении объектов исторического наследия, но и относительно условий проживания населения. Не решены вопросы развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры; увеличивается невыносимо плотность застройки, порождающая в свою очередь новые проблемы.
Проекты планировки отдельных кварталов по определению неспособны комплексно решить основополагающие вопросы градостроительного развития этой целостной части города, а лишь способствуют пресловутой «точечной застройке». Очевидно, что в настоящий момент наступил последний шанс остановиться, прекратить выдачу новых разрешений на проектирование и строительство и принять разумное решение о взвешенной реконструкции исторического центра, учитывающее реальные возможности города и региона.
29.07.2019
Председатель правления
Самарской организации Союза архитекторов России,
председатель Экспертного совета при СО САР
Корякин Ю.М.