Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

Хронология событий, связанных с реконструкцией исторического центра Самары

«Бывает нечто, о чем говорят: « смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем...».

Еккл., 1-10.

В 2015 году было образовано Управление государственной охраны объектов культурного наследия (УГООКН) по Самарской области.

Движение за сохранение памятников истории и культуры приобрело организационные формы на региональном уровне и к настоящему моменту, наконец-то, входит в фазу принятия конструктивных решений. Ниже приводится далеко не полный перечень событий и документов за последние сорок лет, возможно, мало известных широкой публике и ,особенно, молодежи. Если это небольшое исследование продолжится, то тогда здесь может появиться более обстоятельный рассказ, в том числе с анализом архитектурных решений, указанием действующих лиц и ссылками на источники информации.

Мы будем признательны всем, кто может дополнить (или уточнить) представленную информацию и выразить своё мнение относительно проблем сохранения историко-культурного наследия Самары.

1980е годы. 

Активное выявление памятников архитектуры и истории на территории города. Подготовка материалов по включению города Куйбышева (Самары) в перечень исторических городов России.

Разработка историко-архитектурного опорного плана (Архитектурный факультет СамГАСА). Рассмотрен в Министерстве культуры РСФСР, но не был утверждён.

- Проект зон охраны памятников истории и культуры  и  зон регулирования застройки исторической части г. Самары. 1988г. (ООО «РЕКОН»).

В конце 80-х годов было образовано межхозяйственное объединение «Старая Самара» при Администрации Самарского района с целью управления всем процессом комплексной реконструкции исторического центра города, включая строительство инженерных сетей и благоустройство. Выступало заказчиком по разработке проектно-планировочной документации. Расселение ветхого жилья и строительство инженерных сетей должно было вестись за счёт застройщиков.

1990е годы.

1993 год

Образование городского Отдела по использованию историко-культурного наследия.

Установление границ исторического центра Самары от улицы Полевой до Стрелки и от Волги до улицы Агибалова (решение Самарской Городской Думы от 1994 года).

Разработаны следующие проекты ООО «РЕКОН»:

-Преемственное проектирование в условиях исторической среды с разработкой методики реконструкции на всех уровнях проектирования. 1992г.

- Проекты реконструкции исторической части Самарского и Ленинского районов  г.Самары. 1998-1994г.г.

- Проект застройки "Волжский склон". II-я очередь реконструкции Самарского района г.Самары. 1992г.

-Проект застройки 6-ти кварталов исторического ядра Самарского района г.Самары. III очередь реконструкции р-на «Старая Самара». 1992г.

 Реорганизация МП ТМО «Старая Самара» в Комитет по жилищно-коммунальному-хозяйству и строительству «Старая Самара» при Администрации Самарского района (Постановление Главы города Самары от 25 ноября 1994 года №1693).

Реконструкция застройки исторической части города ведётся в соответствии с градостроительной документацией и зонами охраны ОКН.

1997-1998 годы

Разработка первых пореформенных «Правил застройки и землепользования Самары» авторским коллективом при Департаменте строительства и архитектуры. Установление градостроительных регламентов для исторической зоны в указанных выше границах.

В 1997 году комитет «Старая Самара» вошёл во вновь образованный Департамент строительства и архитектуры наряду с УКСом и ГлавАПУ горадминистрации и утратил ведущую роль в реконструкции исторической застройки. Упразднён городской «Отдел по использованию историко-культурного наследия». Управленческая ошибка!, последствия которой ощущаются до сих пор: город самоустранился на долгие годы от решения важнейшей проблемы.

1998-2000 годы.

Согласование и популяризация Правил застройки и землепользования, обсуждение в СМИ, с депутатами городской Думы и общественностью, подготовка к утверждению. Фонд «Институт экономики города» издает Правила в виде доступной брошюры с текстом и картой правового зонирования (2000 г.).

На карте показана граница исторической части города и зона Ц-1 «деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района». Здесь введено ограничение этажности и размеров земельных участков для нового строительства, площади торговых помещений и т. д.

Образование «Отдела изучения и использования культурного наследия» в областном Департаменте культуры.

2000е годы.

2001 г.

Утверждение Правил застройки и землепользования - Постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61. Утверждено также Положение «О Комиссии по застройке и землепользованию при Главе города Самары», в которую входило 17 человек, в том числе 6 представителей от общественных организаций и профсоюзов. Члены Комисси не делились по праву решающего и совещательного голоса. Комиссия заработала только в 2003 году.

2004 г.

Внесены изменения в Положение о Комиссии по застройке и землепользованию - Постановление Самарской городской Думы от 29 ноября 2004 г. № 56. Численность Комиссии увеличена до 18 человек с правом решающего голоса (в том числе десять депутатов) и плюс 6 человек с правом совещательного голоса от общественных организаций (в том числе всего один архитектор).

2004-2006 годы.

Разработка Генерального плана Самары авторским коллективом при Департаменте строительства и архитектуре. В обосновывающих материалах в разделе историко-культурного наследия обобщён многолетний исследовательский материал по исторической среде, проанализировано текущее положение исторической части города и определены тенденции дальнейшего её развития. Выработаны стратегические направления реконструкции застройки в пределах улиц Полевая - Стрелка и Волги - улицы Агибалова с выделением зон строгой охраны, щадящей реконструкции и зоны с преобладанием новой застройки.

Разработка «Концепции пространственного развития Самары», в которой обосновывались принципиальные подходы к реконструкции города и выработки градостроительных регламентов. (Издана Департаментом строительства и архитектуры в 2006 году).

2008 г.

Утверждение проекта Генерального плана Самары с границами исторической зоны города и её функциональным зонированием.

В развитие основных положений Генерального плана принято решение главы города (май 2008 года) о разработке «Проекта планировки территории исторического центра», призванного решить основные вопросы развития застройки в соответствии с выработанной стратегией генплана, обеспечения социальной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, а также с целью избежания «точечной» застройки. Предполагалось приостановить строительную активность до утверждения проекта планировки и плана его реализации.

К сожалению, это решение не было выполнено. В результате «точечная» застройка продолжилась; без общего виденья разрабатываются микропроекты планировки отдельных кварталов, продолжается нарушение правил землепользования и застройки. Фантастическое непонимание роли планировки города!

Главе города направлены «Предложения по совершенствованию системы управления градостроительной деятельностью на территории городского округа Самары», в которых содержался также призыв «немедленно приостановить выдачу новых разрешений на проектирование кварталов и спорных отдельных объектов до утверждения проекта планировки всей исторической центральной части города» ( решение Правления от 30.07. 08).

Принят Закон Самарской области от 08.12.2008 г. № 142-ГДЕ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области».

2010е годы.

2010 г.

Утверждение губернатором Самарской области «Концепции сохранения и использования объектов культурного наследия Самарской области».

Опубликован «Меморандум Самарской региональной организации Союза архитекторов России» о состоянии исторической части города Самары и готовности принять участие в разработке муниципальной программы по сохранению и использованию объектов культурного наследия.

Представление Правлением СРОО САР Проекта «Программы реконструкции исторического центра Самары» на заседании Ассоциации творческих союзов Самарской области с участием мэра Самары.

2011 г.

Утверждение областной целевой программы «Культурное наследие в Самарской области в 2012 - 2020 годах».

Утверждена Муниципальная программа «Сохранение, развитие и популяризация историко-культурного наследия городского округа Самара» на 2012 - 2020 годы» (Постановление Администрации г. о. Самара от 1.11.2011 г. № 1520). Из-за отсутствия финансирования действие Программы в дальнейшем было приостановлено.

2012 г.

Разработка Проекта планировки части территории исторического центра от улицы Комсомольской до Стрелки ( ОАО «Ленгипрогор») - утверждён без общественного обсуждения в декабре 2013 г.

2015 г. Образование Управления государственной охраны объектов культурного наследия по Самарской области. Совещание с руководителем УГООКН в Доме архитектора о необходимости разработки Программы реновации исторического центра Самары.

Первый фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров «Том Сойер Фест». За четыре года обновлены фасады десятков деревянных домов.

2016 г.

- Проект планировки территории в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой,  Льва Толстого  в  Ленинском районе городского округа Самара. 2016г.(ООО РЕКОН)

- «Проект планировки территории в границах улиц Красноармейской, Агибалова,  Л. Толстого, Арцыбушевской, в  Ленинском и Железнодорожном районах городского округа Самара» с разработкой инвестиционных механизмов по реализации проекта, 2016г. (ООО «РЕКОН», «Октогон»- «Пять кварталов»).

Подготовка договора «Архпроекта» при Самарской организации САР с УГООКН об обосновании разработки Программы реконструкции исторического центра.

Обращение Правления Союза к Главе города по поводу неудовлетворительного качества Проекта планировки 109 квартала и с призывом приостановить выдачу разрешений на проектирование в исторической части, ввести практику обязательных архитектурных конкурсов и начать незамедлительно разработку проекта планировки всего исторического района.

Начинаются работы по ремонту и реставрации объектов культурного наследия в порядке подготовки к Чемпионату мира по футболу, в первую очередь зданий, расположенных по «гостевому маршруту» (около двухсот объектов до 2019 года).

2017 г.

Представление в УГОКН «Предложений по разделам мероприятий Программы реновации» (Союз Архитекторов).

Разработка «НИР (историко-культурные и градостроительные исследования) в целях обоснования установления границ территорий, зон охраны, объединённых зон охраны ОКН, включая достопримечательные места, особых режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах ...». (АСА СамГТУ).

Резолюция Общего собрания Самарской организации Союза архитекторов России , включающая обращение к Администрации города с предложениями по градостроительной политике, в том числе в отношении исторического центра: о приостановке выдачи разрешений на новое строительство, введение конкурсного проектирования и т. д.

2018 г.

Выполнена НИР «Разработка предмета охраны, границ территории, требований к градостроительным регламентам в указанных границах в целях включения г. о. Самара в перечень исторических поселений» (АСА СамГТУ).

2019 г.

Разработан проект «Плана мероприятий по ревалоризации исторического центра г. о. Самара» (УГООКН).

Первое заседание Проектного офиса по включению г. о. Самара в перечень исторических поселений (2 июля).

Обсуждение упомянутой выше НИР 2018 года в Думе городского округа Самары, Союзе архитекторов, ВООПИК (июль); в СОРОИСе, Губернской Думе на заседаниях Комитета по культуре и Комитета по строительству (сентябрь).

Заключение Экспертного совета Самарской организации Союза архитекторов по проекту межевания 109 квартала с обращением к администрации города о приостановке выдачи новых разрешительных документов до разработки проекта планировки исторической части Самары ( опубликовано на сайте Союза, направлено в администрацию).

Заключение Экспертного совета Самарской организации САР в отношении градостроительных регламентов и экономическом обосновании в составе указанной работы. Опубликовано на сайте Союза, направлено в УГООКН.

Утверждена муниципальная программа «Сохранение, развитие и популяризация историко-культурного наследия городского округа Самара» на 2012 - 2020 годы (с изменениями на 10 сентября 2019 года) - Постановление Администрации г.о. Самара от 23.09.2019 № 785.

Градостроительный совет при губернаторе Самарской области (24.10.2019) одобрил концепцию исторического поселения регионального значения для части Самары. УГООКН поручено до 20.12.2019 г. «вынести на рассмотрение Правительства вопрос о наделении г. о. Самары статусом «Исторического поселения» регионального значения, с утверждением проекта границ территории и проекта предмета охраны», а также в марте следующего года представить на рассмотрение Программу сохранения объектов культурного наследия.

————

Продолжение событий, надеемся, следует, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы.

  1. В начале 90-х появился прообраз модели управления процессом реконструкции исторического города на территории одного, самого «старого» района. Историко-культурный опорный план, проект охранных зон, планировочная документация, централизованное строительство инженерной инфраструктуры, частные инвестиции, координация проектной и строительной деятельности - вот основные компоненты модели. Новые объекты того времени по массе были сомасштабны исторической застройке и почему-то не требовали для своего возведения космических компенсаций. Через тридцать лет мы переоткрываем однажды найденное и апробированное. Будет ли оно устойчивым? или также растворится в «новых трендах»?
  2. Правила землепользования и застройки (1998-2001 г. г.) давали ещё один шанс гармоничной реконструкции центра города. Необходимо было соблюдать градостроительные регламенты (которые также переоткрывают спустя двадцать лет!) и вносить в них разумные изменения на основе тщательных обоснований и публичных обсуждений. Тогда можно было бы обойтись и без статуса исторического поселения, без дополнительных законов и распоряжений.
  3. Нужен творческий союз власти и общественности, совместное принятие решений, а не традиционный административный метод управления «сверху»; слышать рекомендации градостроителей, а не упорно их игнорировать. Опять, как по Черномырдину, «хотели как лучше ...» - не хватает политической воли?
  4. Романтический период платонической любви к историческому наследию слишком затянулся, поэтому наверстывать упущенное время - это неизбежные потери. Но в дилемме «люди или камни?» приоритет гуманизма должен быть неоспорим. Уж слишком мы щедры за чужой счёт, слишком дорого обходится эстетическое удовольствие от созерцания разваливающихся, но «обитаемых» памятников истории и архитектуры.
  5. Удручающее качество архитектурных новел, пожирающих историческое пространство, - это результат отсутствия внятной градостроительной политики, погоня за квадратными метрами, бесконкурсное проектирование, бесконтрольное строительство и - зачастую -беспринципность проектировщиков.

Самара имеет последний шанс стать на рациональный путь реконструкции исторического центра. Взвешенная и экономически обоснованная программа ревалоризации, принятая всеми активными участниками процесса и поддержанная жителями города, должна создать условия для достижения общей цели. В противном случае через следующие сорок лет от исторической среды останутся только пожелтевшие фотографии.

Корякин Ю.М.