Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

Проект предложений по градостроительной политике

Предложения для Общественного совета при Министерстве строительства Самарской области

(«Основы градостроительной политики Самарской области»)

Согласно современным представлениям, градостроительная политика – это совокупность решений органов государственной власти и (или) местного самоуправления, определяющих цели, принципы и характер градостроительной деятельности, порядок ее регулирования, меры установления и обеспечения соблюдения этого порядка. В свою очередь, градостроительная деятельность - это пространственная организация территории как материальной среды жизнедеятельности и формирования личности человека. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к градостроительной деятельности относится территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства. От характера проводимой градостроительной политики, в конечном счете, зависит качество среды жизнедеятельности человека и всего сообщества в целом, удобство и красота городов и других населенных мест. Таким образом, стратегическая цель государственной политики в градостроительной сфере заключается в обеспечении безопасного, устойчивого развития территорий, обеспечении безопасности объектов капитального строительства и создании лучших условий для жизни и деятельности человека.

При определении характера градостроительной политики области необходимо учитывать:

- взаимосвязанность и объективные закономерности взаимодействия различных природных, экономических, социальных процессов, влияние внешних и внутренних связей и их воздействия на развитие территории, тенденции их изменений;

- балансы интересов различных слоев общества и различных видов деятельности, связанные с потребностями в использовании территории и отвечающие особенностям современного этапа развития области;

- особенности Самарской области, связанные с разнообразием условий освоения территорий и неоднородностью расселения;

- проблемы согласованности действий органов власти различных уровней, связанные с задачами поддержания целостности области и реализации потребности в развитии ее инфраструктур.

Правовые основы проведения градостроительной политики Самарской области обеспечиваются разработкой, принятием и контролем соблюдения положений соответствующих правовых и нормативных документов в рамках федеральных и международных законодательных актов. К ним относятся: Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», «Схема территориального планирования Самарской области», документы территориального планирования городских округов, муниципальных районов и населенных пунктов Самарской области, правила землепользования и застройки муниципальных образований; правовые и нормативные документы Самарской области в смежных областях деятельности, оказывающие влияние на градостроительное развитие области.

Организационные основы проведения градостроительной политики включают в себя подготовку, согласование, утверждение, мониторинг и контроль реализации градостроительных решений, принимаемых посредством разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и градостроительного проектирования. В эту деятельность включены следующие участники:

- органы региональной власти и местного самоуправления, уполномоченные формировать и проводить градостроительную политику на профессиональной основе;

- проектные организации, разрабатывающие документы территориального планирования и градостроительного проектирования;

- изыскательские организации, обеспечивающие разработку документов территориального планирования и градостроительного проектирования исходной информацией;

- научно-исследовательский блок, обеспечивающий градостроительный процесс методологией, методиками и современными технологиями;

- информационные службы, проводящие мониторинг состояния и условий использования территории, сбор, хранение и предоставление информации, необходимой для формирования и проведения градостроительной политики;

- инвесторы, застройщики и кредитно-финансовые организации, участвующие в обеспечении подготовки и реализации градостроительных решений;

- архитектурно-строительные проектные организации, конкретизирующие градостроительные решения через проекты отдельных зданий и сооружений;

- строительные организации, реализующие проектные решения;

- общественные организации, советы и объединения граждан, участвующие в подготовке градостроительных решений и обсуждении проблем градостроительного развития региона и населенных мест;

- средства массовой информации, транслирующие в общественное пространство различные мнения по поводу принимаемых градостроительных решений и результатов работы строительного комплекса.

Основные направления (задачи) градостроительной политики:

- подготовка документов и решений по градостроительному развитию Самарской области, в том числе региональных нормативов градостроительного проектирования;

- координация процесса реализации основных направлений градостроительной политики и строительства в Самарской области;

- развитие единого геоинформационного пространства;

- градостроительное проектирование;

- реорганизация застроенных территорий;

- реконструкция территорий историко-культурного наследия;

- типовая жилая застройка массовых серий: ремонт, реконструкция или снос?

- социальное жилище и новые микрорайоны;

- защита и развитие самарского проектно-строительного комплекса, открытые архитектурно-градостроительные конкурсы;

- разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата;

- обеспечение инновационного развития строительной отрасли;

- нормативно-правовое и сметно-нормативное обеспечение градостроительной деятельности;

- научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности;

- саморегулирование в строительной отрасли, стандарты профессиональной деятельности;

- кадровая политика в градостроительной сфере, высшее и среднее специальное образование;

- обеспечение публичности и открытости градостроительной деятельности.

На постсоветскую государственную градостроительную политику оказывают влияние два существенных преобразования в социально-экономическом положении общества: возможность создания и приобретения объектов недвижимости в частную собственность и децентрализация градостроительной деятельности. Появились новые права и обязанности граждан, связанные с владением, распоряжением и пользованием земельными участками, зданиями, сооружениями, объектами социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Ограничены права и обязанности государства в пользу органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования и обширной документации по планировке и застройке территорий муниципальных образований. Градостроительное зонирование целиком отнесено к ведению местного самоуправления, что позволяет выборным органам строить во многом самостоятельную градостроительную политику и нести ответственность за ее реализацию.

Вместе с тем, последовательность градостроительной деятельности и особенности подготовки различных видов градостроительной документации, определенных Градостроительным кодексом РФ, позволяют формировать целостную политику архитектурно-пространственного развития территории области, в основе которой должны содержаться следующие положения.

1. Создание системы мониторинга документов территориального планирования Самарской области, муниципальных районов, городских округов и поселений с применением научно-обоснованных методов и современных геоинформационных технологий. Ввести в практику обязательное ежегодное подведение итогов реализации схем территориального планирования и генеральных планов с доведением результатов анализа до широких слоев населения, специалистов и исследователей.

2. Внести изменения в Региональные нормативы градостроительного проектирования Самарской области в соответствии с действующим законодательством и на основе анализа практики их применения. Добиться разработки местных нормативов градостроительного проектирования для всех городских округов и поселений области.

3. Провести массовое градостроительное межевание застроенных территорий поселений и городских округов с целью разграничения ответственности за содержание и благоустройство территорий. Межевание позволит четко выделить участки отдельных объектов строительной недвижимости, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности, выявить градостроительный резерв среди неэффективно используемых территорий.

4.Ввести запрет на проведение торгов на проектные работы, заменив их процедурой предквалификации и организацией творческих конкурсов в качестве единственных критериев оценки при выборе архитекторов и инженеров для создания архитектурных объектов (ФЗ-44).

Это позволит избежать требования обязательных залогов, которые в большинстве случаев неподъемны для небольших проектных организаций, что тормозит развитие рынка проектных услуг. Открытые архитектурные конкурсы служат творческому состязанию прогрессивных идей, способствуют защите местных проектировщиков от неоправданного привлечения иногородних специалистов, препятствуют коррупции в строительной сфере.

5. С целью повышения качества проектных работ и повышения престижа профессии архитекторов и инженеров-проектировщиков обеспечить увеличение доли архитектурно-строительного проектирования в общей стоимости строительства.

За последние годы удельная стоимость архитектурно-строительного проектирования резко сократилась и опустилась до 1 – 3,5% от общей стоимости объекта, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 6 – 15% и не меняется многие десятилетия. (Даже в СССР было 4 – 8%). Принижение значения труда проектировщиков ведет к ухудшению качества проектов, способствует появлению откровенной халтуры, что в конечном итоге порождает серость архитектурной среды и приводит к неоправданным затратам при строительстве.

6. Стимулировать «накопительную» проектную деятельность органов градостроительства различных уровней - обеспечивать с опережением разработку проектов значимых элементов планировочной структуры (мостов, путепроводов, транспортных развязок и т.д.) с целью формирования «портфеля» инвестиционных предложений, независимых от сиюминутной конъюнктуры. Такой подход позволит более обоснованно формировать бюджеты всех уровней и  рассчитывать на помощь государства.

7. Поддерживать процесс саморегулирования в строительной сфере как важнейшее направление устойчивого развития Самарской области. Саморегулируемые организации должны принять на себя функции профессиональной оценки качества проектных и строительных работ, принять участие в определении стратегии развития строительной отрасли, совершенствовании нормативно-правовой и сметно-правовой базы, определении и создании стандартов и критериев оценки профессиональной деятельности. Включать представителей саморегулируемых организаций в профильные комиссии общественные советы и градостроительные советы при органах исполнительной и законодательной власти с целью повышения эффективности градостроительных решений.

8. В связи с переходом на болонскую систему высшего специального образования внедрить обязательную послевузовскую практику в проектных и строительных организациях для бакалавров и магистров.

9. С целью повышения инвестиционной привлекательности области необходимо усилить планировочные аспекты градостроительной деятельности, которые показывают глубинные основы и возможности развития территории на уровне губернии, агломераций, городских округов и поселений. Инвестиционные проекты отдельных объектов становятся наиболее привлекательными в контексте перспективы будущего состояния единиц расселения более высокого уровня.   

Корякин Ю.М., член Общественного совета при Министерстве строительства Самарской области.

При подготовке предложений использованы материалы Гильдии Градостроителей, Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы РФ, Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории самарской области» № 90-ГД от 12.07.2006, Градостроительный кодекс РФ.

Ваши замечания и предложения к данному проекту просим направлять на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.