Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

Выставка "Самарский архитектор Леонид Волков"

До конца октября на тротуарной части у Дома архитектора, ул. Вилоновская, 10, размещена уличная экспозиция «Самарский архитектор Леонид Волков», представляющая основные этапы жизни и творчества архитектора.

При подготовке выставочного проекта Самарской региональной организации Союза архитекторов России были использованы информационные материалы и фотографии из монографии, посвященной Волкову Л.А., профессора, кандидата архитектуры, заведующего кафедрой «Архитектура» АСА СамГТУ Самогорова Виталия Александровича. Несмотря на существование немногочисленных краеведческих материалов и публикаций в местной профессиональной прессе, касающихся жизни и творчества Л.А. Волкова, комплексного и системного исследования архитектурного наследия этого замечательного архитектора до настоящего времени проведено не было. В монографии были использованы материалы из семейного архива Михаила Георгиевича Трифонова, внука Л.А. Волкова.

volkov2volkov3

 

Волков Леонид Афиногенович, самарский (куйбышевский) архитектор, член Союза советских архитекторов (ССА) с 1938 года, первый секретарь Самарского (Куйбышевского) отделения Союза архитекторов, жил и работал в Самаре-Куйбышеве в течение тридцати лет - с 1929 по 1959 годы. Постройки архитектора Л.А. Волкова во многом определили своеобразный облик центральной части города, а также индустриального района - Безымянки. Он является автором таких ярких архитектурных произведений, как комплекс зданий ОГПУ - Клуб им. Ф.Э. Дзержинского; жилые дома сотрудников ОГПУ на ул. Ст. Разина, 31, 44; административное здание УВД на ул. Куйбышева, 42 (в соавторстве с Н.Г Телицыным); жилые здания Волжского грузового речного пароходства (ВГРП); здание деревянного Речного вокзала на ул. М. Горького; жилые дома в квартале Часового завода (завода им. Масленникова) на ул. Часовой, 173, 175; жилой квартал Куйбышевского завода запасных частей (КЗЗЧ) на ул. Победы (в соавторстве с А.Л. Каневским); первый экспериментальный жилой дом из укрупненных блоков в г. Новокуйбышевске и другие.

Деревянный речной вокзал архитектора Волкова оставался «визитной карточкой» Самары (Куйбышева) с середины 1930-х до конца 1960-х годов. Из-за недостатка средств и стройматериалов вокзал построили из дерева. Рядом с ним находился построенный ранее, в 1929 году, Яхт-клуб Гупрофсовета архитектора П.А. Щербачева. После сноса Яхт-клуба речной вокзал оставался главным украшением городской набережной. Алексей Григорьевич Моргун, главный архитектор города Куйбышева с 1965 по 1987 годы, писал: «Я до сих пор считаю, что этот деревянный речной вокзал, если бы за ним ухаживали, был бы изюминкой самарской архитектуры». Задумывался он как временный, летний, а прослужил почти 40 лет. В непосредственной близости от речного вокзала по улице Горького по проекту Волкова были построены Дома речников. В то время было принято строить дома по ведомственному признаку. В конце 1930-х годов Волков участвовал в проектировании зданий Волжского гидроузла, построить который первоначально задумывали не под Жигулевском, а в Куйбышеве, в поселке Управленческий.

Адрес: г.Самара, ул.Вилоновская, 10, Дом архитектора

По вопросам приобретения монографии обращаться по тел. 8-977-071-17-04